(+38) 095 258 61 33
(+38) 098 030 73 96
yusnas@mail.ru
Главная
Ближайшие мероприятия
Все мероприятия
О нашей школе
Мастера
Запись на прием
Услуги
Реестр учеников
Заявка на включение в реестр учеников
Условия сотрудничества
Отзывы
Статьи
Контакты
Последние статьи
Дао Биодинамики или опыт перевода Дао Де Цзина с точки зрения метода SEST.
Пальпация внутритканевой подвижности вдоль траектории каналов
Главная страница > Пальпация внутритканевой подвижности вдоль траектории каналов
Пальпация внутритканевой подвижности вдоль траектории каналов

В традиционной китайской медицине существуют различные диагностические методы.

Помимо опроса, осмотра, выслушивания, оценки запахов, существует также пальпация или ощупывание. Традиционно к пальпации относят диагностику по пульсу, которая наиболее известна среди всех видов пальпации. Кроме этого предлагается пальпация различных участков тела (живот, спина, внутренняя поверхность предплечий).

В классических текстах есть также упоминание о пальпации каналов. В частности об этом говориться в 20 главе Су Вэнь и в 73 и 75 главах Лин Шу. Среди современных специалистов по ТКМ до сих пор нет единого мнения о природе каналов. Имеют ли они физический аналог в теле или это некий парафизический феномен. В последние десятилетия появляется всё больше работ, связывающих акупунктурные каналы с миофасциальными трактами или другими соединительно ткаными структурами. Современный китайский специалист, профессор Ван Ю И указывает, что каналы это своего рода «пространства» внутри тела, о которых можно думать как о пространствах внутри фиброзной ткани. Кроме этого, в понятие канала включается и содержимое пространства, которое этими структурами создаётся – сосуды, кости, нервы, внутритканевая жидкость и т.д. Рассуждая о природе каналов, каковой бы она ни была, мы обязательно затрагиваем их базовую функцию – проведение ци.  Вопрос о природе ци, о том, что это такое, это ещё один краеугольный вопрос в понимании базовых аспектов китайской медицины. Чтобы не вдаваться в излишние теоретические споры, напомню только, что одним из качеств ци является её постоянная изменчивость, трансформация - 氣化 ци хуа. Эти перемены ци всегда описываются в виде характеристик движения. Ци обладает направлением движения (нормальным или патологическим), скоростью, выраженностью, характером и т.д. В текстах постоянно встречаются сочетания - 行氣 син ци, 動氣 дун ци – движение ци. Иными словами, ци нераздельно связана с понятием движения. Если допустить, что древние тексты говорят о вполне реальном движении, то его можно пропальпировать.  Поэтому, попытки некоторых современных специалистов отождествить ци с кислородом или кровью не кажутся правильными. Движение кислорода, растворённого в крови, вряд ли поддаётся пальпации, ну а кровь имеет в китайской медицине своё, отдельное от ци значение, хотя они и упоминаются часто вместе.

Итак, если ци неразрывно связано с понятием движения, то канал можно представить в виде структурированной функции этого движения. Структурированной, прежде всего,  миофасциальными трактами, а также в ряде случаев другими видами соединительной ткани.

Практически любой вид ткани в организме обладает двумя видами подвижности – мобильность (механическая подвижность) и мотильность (внутритканевая подвижность).

Остеопатический принцип взаимоотношения структуры и функции прекрасно укладывается в отношения инь и ян. Инь – структура, ян – функция этой структуры. Одно без другого не существует, взаимодополняет и взаимовлияет. Это также укладывается в некоторые даосские представления об инь в организме как его жидкостной составляющей и соответственно ян как двигательная функция этой составляющей. Таким образом, ци можно представлять как внутритканевую подвижность в различных её ипостасях. Соответственно можно пальпаторно отследить внутритканевую подвижность вдоль миофасциального тракта (канала), оценивая его характеристики. Можно задаться вопросом имеют ли эти идеи какое-либо подтверждение в древних источниках. В уже упомянутой 20 главе Су Вэня появляется термин 循 сюнь.

Словарное значение этого слова – следовать по… (вдоль, по кромке), ступать по…, согласно, следовать, идти по стопам. В качестве существительного может иметь значение – предначертанный путь, колея, орбита.

Ниджель Вайсеман (Nigel Wiseman) в своём «Китайско-английском словаре китайской медицины» указывает просто – следовать, растирать канал.

Смысл слов в терминологических рамках китайской медицины может отличаться от общепринятых значений этих знаков в обычной речи.  Понимание выбора в качестве специального термина того или иного знака может вытекать из этимологического разбора составных частей иероглифа.

Знак 循 состоит из радикала彳и фонетика盾. Радикал обозначает шаг левой ногой и в расширительном смысле имеет значение – идти. Фонетик дунь – имеет значение щит и восходит и изображению глаза, следящего за врагом через прорезь в щите. Отсюда смысл иероглифа сюнь – следовать по проторенному пути.

В контексте китайской медицины таким предначертанным, проторенным, обозначенным путём является акупунктурный канал и следование по нему является буквально шаганием пальцами по пути следования канала, т.е. пальпация канала. Вопрос в чём суть этой пальпации. Конечно, в литературе описаны различные виды изменения в структуре тканей, которые могут быть определены пальпаторно. Это может предоставлять ценную диагностическую информацию. Но, если принять идею о ци как форме внутритканевого движения, то пальпация превращается в следование за этим движением вдоль траектории канала. Исключительно предположительно (и вполне возможно ошибочно) изображение глаза за щитом можно истолковать как образ скрытого видения. Видения из глубины, смотрения вглубь. Тогда речь уже не о поверхностных тканевых изменениях, а о скрытых в глубине нарушениях тонкого движения. Все эти рассуждения об исходном значении иероглифа могут оказаться не более чем спекуляцией, но это не отменяет ценности оценки внутритканевой подвижности вдоль хода канала.

Внутритканевая подвижность тесным образом связана и непосредственно зависит от краниосакрального ритма. Известно, что во время фазы краниального вдоха происходит, так называемая наружная ротация тела, т.е. основное движение устремлено наружу от срединной линии. Во время фазы краниального выдоха происходит движение в обратном направлении – внутренняя ротация. При этом есть и продольное движение фасциальных структур – вверх-вниз. Внутритканевая подвижность по ходу миофасциальных трактов (каналов) также в норме осуществляется в продольном направлении. Поток продольного движения существует на фоне продольно-поперечного движения наружной и внутренней ротации и совпадает с фазами краниального дыхания, но ощущается не поверхностно, а более глубоко.

В случае нарушения функционирования канальной ци, можно ощутить отклонение внутритканевого движения от известного хода канала. Как правило, эти отклонения происходят в известных акупунктурных точках. Например, может быть выявлено отклонение движения ци в направление дивергентного канала.

Могут наблюдаться замедление или ускорение движения на каком-то участке траектории канала. Могут быть даже участки с полностью отсутствующим движением.

В 12 главе «Систематизированной классики иглоукалывания и прижигания» (針灸甲乙經 Чжэнь Цзю Цзя И Цзин) около 11 раз встречается фраза «是動則病», что можно приблизительно перевести как: болезнь следствие нарушения движения.

Не вдаваясь сейчас в рассуждения по поводу того, являются ли эти участки канала следствием заболевания или его причиной, можно сказать следующее: после проведения терапии эти участки должны восстановить нормальную внутритканевую подвижность. Если этого не происходит, эффективность лечения сомнительна.

Наиболее диагностически информативными участками каналов, на наш взгляд, являются участки конечностей от кончиков пальцев до локтей и коленей. Именно на этих участках расположены точки у-син, которые осуществляют основную регуляцию движения ци в каналах. Но в ряде случаев необходима пальпация и корпорально расположенных отрезков траектории канала, особенно в проекции их внутренних ходов.

В рамках метода SEST не требуется пальпация всех каналов в каждом случае, так как из базовой SEST- диагностики нарушенный канал определяется изначально. Поэтому можно пальпировать только выявленный канал с целью дальнейшего наблюдения эффекта лечебного воздействия.

© 2016 Школа интегрированной остеопатии Юрия Исаченко©  
Designed and Programmed by WebStyle Consulting